Меню:
Транспорт Краснодарского края
(редакция от 29.05.2014)В Краснодарском крае развита мощная транспортная сеть. Это аэропорты, железные дороги, водные порты, автодороги.
В крае работают пять аэропортов, два из которых (в Краснодаре и Сочи) являются международными, аэропорт Анапа - федерального значения, а еще два (в Геленджике и Ейске) – региональными. Воздушные ворота края – аэропорт «Пашковский» в Краснодаре – один из крупнейших аэропортов в России. В 2010 году он занял 7-е место в России по пассажиропотоку. Аэропорты края обслуживают 8% пассажиропотока и 4% грузопотока России.
Через Краснодарский край проходят более 2768 км железных дорог, принадлежащих ОАО «РЖД» и относящихся к Северо-Кавказской железной дороге. В крае расположено 154 станции, в том числе 27 разъездов, а также 11 опорных центров станций: Краснодар-1, Краснодар-Сортировочный, Новороссийск, Крымская, Тимашевская, Тихорецкая, Кавказская, Белореченская, Туапсе, Майкоп и Адлер. По железным дорогам перевозят миллионы тонн грузов. Это нефть и нефтепродукты, лес, стройматериалы, зерно и т. д. В пассажирообороте этот вид транспорта также играет большую роль. Железнодорожные магистрали связывают Кубань не только с регионами России, но и с зарубежными государствами. Из Краснодара в Порт-Кавказ и далее, через Керченский пролив, на пароме можно попасть в Украину. Железнодорожный путь вдоль Черного моря (Туапсе — Адлер) связывает край с Грузией. Дорога Краснодар-Кавказская-Армавир связывает Краснодарский и Ставропольский края. Железнодорожное полотно соединяет Кубань с Ростовской областью и Абхазией.
Морской транспорт — самый дешевый вид транспорта — получил свое развитие в Краснодарском крае благодаря географическому положению региона. Грузооборот девяти морских портов Края превышает 150 млн. тонн в год. Два моря, омывающие край, позволяют осуществлять международные перевозки грузов и пассажиров. Основная масса перевозимых грузов приходится на порт Новороссийск. Новороссийское морское пароходство (ОАО «Новошип») и Сочинский морской торговый порт перевозят более 30 млн. тонн грузов в год и более 140 тысяч пассажиров. Основные пассажиропотоки направлены в Турцию по Черному морю и в Украину через Керченский пролив. К числу грузов, перевозимых морским транспортом, относятся нефть и нефтепродукты, виноматериалы, сыпучие грузы, технические спирты, лес и другие. На перевалке нефти специализируются порт Новороссийск и Туапсинский порт. Сочинский порт, а также порты Анапа и Геленджик специализируются на пассажирских перевозках. Порт-Кавказ, получив статус международного, осуществляет перевозку пассажиров через Керченский пролив в Украину. Этот же порт используется в качестве экспортера нефтепродуктов. Порты Азовского моря есть в Ейске, Приморско-Ахтарске. Порт Темрюк в 2000 г. получил статус международного. Был построен причал, подведены железнодорожные пути. На современном этапе морской транспорт и порты края имеют важное геополитическое значение, так как наряду с экономическими выполняют функцию охраны южных рубежей России. С помощью транспортного комплекса Краснодарского края перерабатывается свыше 35% внешнеторговых отечественных и транзитных грузов российских морских портов, обслуживается приблизительно третья часть нефтеэкспорта России.
Роль речного транспорта в крае стала незначительной, так как из рек края только Кубань может считаться судоходной, и то не на всех участках (на протяжении 488 км). Строительство Кубанского водохранилища значительно улучшило условия судоходства. Среди грузов, перевозимых по реке, первенство принадлежит строительным материалам (песок, гравий). Кубанское речное пароходство перевозит грузы по внутренним водным путям РФ, а также в судах смешанного плавания (река-море).
Автомобильный транспорт Краснодарского края – это самый массовый вид транспорта, отличающийся наибольшим объемом перевозок пассажиров и возможностью доставки грузов по принципу «от двери до двери». В настоящее время в Краснодарском крае на 26000 км дорог насчитывается 31 тысяча автобусов, около 170 тысяч грузовых автомобилей и более 1 млн. 280 тыс. легковых автомобилей. По территории Краснодарского края проходит федеральная автомагистраль «Москва – Новороссийск (М4); а также автомагистрали: «Кавказ» (М29), «Новороссийск – Керченский пролив» (М25), «Джубга – граница с Абхазией» (М27); а также автотрассы А146, А148, Р253. Объемы грузоперевозок и перевозок пассажиров растут ежегодно и стабильно.
Трубопроводный транспорт в Краснодарском крае - это, в первую очередь, нефтепровод "Тенгиз - Новороссийск" и газопровод "Голубой поток" (Россия - Турция). Плюс к этому на территории края продолжается проектирование и строительнство магистрального газопровода "Южный поток", чтобы в будущем поставлять российский природный газ из Тюменской области (и полуострова Ямал) в страны Центральной и Южной Европы.
Смотрите также: